?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у irinazarifian в Информационная блокада
Я хочу обратить внимание общественности на некоторые тенденции и мысли, которые уже давно носятся в воздухе. Речь идет о том, как противостоять пропаганде.

В свое время наблюдатели и политики недооценили значение пропаганды, сосредоточившись на коррупции, разрушении демократических институтов и дискриминации политических партий. Они недооценили то обстоятельство, что информационная политика – это стержень, на котором держится режим Путина. Природа этого режима – обман. Этот режим в целом можно рассматривать как миф, навязанный обществу через пропаганду.

Сама фигура Путина является центральным символом пропаганды.

Когда мы критикуем Путина, мы на свой лад повторяем сюжеты, навязанные пропагандой. В результате, число сообщений по ключевому слову «путин» растет независимо от того, в каком смысле, положительном или отрицательном, он упоминается. В контексте пропаганды, критика Путина работает как реклама.  Пропаганда регулярно подбрасывает в эту топку сенсационные новости и сюжеты (Путин и осел, Путин - вожак птичьей стаи, Путин исчез и т.д.). В ответ, СМИ и социальные сети, как в России, так, отчасти, и за рубежом, как теперь говорят, взрываются. На предложенную пропагандой тему идут потоки статей, карикатур и комментариев.

Этим способом пропаганда управляет вниманием массовой аудитории.

Сюда же относятся так называемые «скрепы» - национальные архетипы и ключевые понятия, которые устанавливаются путем специальных исследований.

Сюда же относятся страшные события, такие как теракты, демонстрируемые в прямом эфире на весь мир, подробности политических убийств, зверства в Донбассе. Их использование основано на том, что страх подавляет волю и служит способом консолидации против общей угрозы.

Сюда же относятся массовые действия: праздничные шествия, путинги и, на первый взгляд, невинные мероприятия с символическим смыслом, такие как «Тотальный диктант».

Их цель – организовать совместные массовые действия и однотипные реакции и мнения.

Как жить в такой информационной среде и что мы можем сделать?

Оппозиционные политики и общественные деятели нередко принимают приглашение на центральные телеканалы, чтобы высказать свое мнение.  Они хотят показать, что в России есть несогласные, и донести до широкой публики крупицы правды. Пропаганда допускает этих людей к эфиру, потому что режим притворяется демократией и нужно продемонстрировать допуск плюрализма мнений.  Поскольку «демократия» – имитационная, допуск к эфиру регулируется строгим отбором. Так, Борис Немцов не имел допуска на центральные каналы в течении восьми лет.

Поэтому в качестве оппозиционных допускаются, как правило, или давно ангажированные властью, или безвредные, с точки зрения режима, фигуры. Если все же кому-то удается сказать что-нибудь существенное, например, на ток-шоу Толстого/Соловьева, то их тут же закрикивают и захлопывают.  Более того, та часть публики, до которой они пытаются достучаться, их не слышит.

Их усилия гасятся жанром. Несогласных превращают на ток-шоу в груши для битья, предоставляя им роль «пятой колонны», что еще больше убеждает основную часть населения России в том, что иного выбора, кроме как Путин, у России нету.

Как известно, смысл любого сообщения в массовой информации зависит от канала, по которому передано сообщение, а также от того, кто, кому и с какой целью это сказал или показал. Это значит, что сказать правду и донести ее до широкой аудитории в контексте пропаганды невозможно.

Поэтому, правильный путь – принципиальный бойкот пропагандистских СМИ и телепередач. С компанией, которую собирают соловьевы, лучше всего, просто не разговаривать. Пусть захлебнутся в своей злобе сами. Уже есть прецеденты отказа от публикаций и участия в СМИ с признаками пропагандистского вещания. Появились некоторые новые нюансы в сетке вещания официальных СМИ.

В сегодняшних реалиях, кроме телевидения, радио и печатных СМИ, есть многочисленные транснациональные каналы распространения информации: электронные СМИ, Интернет-сайты и социальные сети, через которые можно транслировать свои мнения. Однако, для того, чтобы снизить эффективность пропаганды, выбор другого канала недостаточен.

Чтобы противодействовать пропаганде надо выйти за пределы ее магического смыслового круга.

Если представить себе идеальное анти-пропагандистское СМИ, например, канал телевидения, то оно должно бы было не убеждать публику в противоположном мнении, а принципиально отличаться от пропагандистских СМИ в тематике и модальности (см. мое предложение ЕС по созданию СМИ для русской диаспоры). Такое телевидение может действовать в целях просвещения в широком смысле, или точнее, для восстановления когнитивных способностей массовой аудитории.

Самым дурным результатом путинской пропаганды является, на мой взгляд, разрушение способности к пониманию у значительной части населения России. Дело не том, что люди отказываются, например, признавать, что Россия воюет с Украиной, а в том, что утрачена способность к адекватному восприятию событий, нравственным и эстетическим оценкам. Поскольку стерты ориентиры и все время показывается и навязывается трэш, люди перестали понимать, кто они и откуда. Разрушается русские национальные традиции и нормы общения. Произошел своего рода сдвиг в системе ценностей в сторону нетерпимости и агрессии.

Идеальное СМИ должно было бы на мой взгляд, восстановить эти нормы, опираясь на отечественную культуру, без ненужных заимствований.  Действуя по принципу внутренней реконструкции. И показывая реальную Россию и реальных людей, без ориентации на звезд, органы власти и путина.

За пределами телевидения, в других СМИ, а также в социальных сетях, можно действовать подобным образом. Противопоставляя свое понимание вещей пропаганде и не идя у нее на поводу в выборе тем для обмена мнениями. Надо расширить тематический ряд и привлечь экспертные мнения. Ясные понятия вместо смутного образа и ясные эмоции вместо ненависти и агрессии – вот задача противодействия пропаганде.

Эта тенденция– меньше говорить о Путине и больше о своих делах – наблюдается, на мой взгляд, в социальных сетях. Стало меньше баек о Путине. Он надоел.

Однако фактов мало, в то время как, например, в социальных сетях возможно массовое собирание фактов, опровергающих ложь официальных СМИ. Это должны быть документированные факты, видеоматериалы, свидетельства. Такие материалы легко систематизируются через хэштэги.

Аналогично, хотелось бы увидеть более ясные перспективы на сайтах политических партий, общественных движений и оппозиционных политиков. Они сосредоточены, в основном, на критике руководства страны. В них нет внятной программы преобразований, обоснованной и опирающейся на знания.  Во всяком случае, это невидно. При всем уважении к докладам Немцова, они сфокусированы на Путине и его окружении.

В общем смысле, в медиапространстве очень не хватает сведений о том, как и чем живет реальная Россия. За исключением некоторых инициативных репортажей, найти материалы о жизни и мнениях людей в России довольно трудно.

Понятно, что в условиях режима, любые действия, чем-то ему угрожающие, могут быть заморочены. Универсальный метод режима – перехват инициативы. Таковы, например, псевдо-оппозиционные деятели, внедренные в социальные сети и СМИ, чтобы морочить людям голову, оттягивая протестные настроения в безопасное русло. Не надо тиражировать пустые бредни.

Будем внимательны.

Информационная блокада пропаганды с помощью содержательного развития СМИ и социальных сетей - необходимое условие освобождения российского общества от тотального информационного контроля.

Без этих содержательных действий в области массовой информации, возврат к нормальной политической жизни в России, равно как и возврат к демократическим преобразованиям, не представляется возможным.

Comments

( 127 comments — Leave a comment )
anna_bpguide
Jun. 6th, 2015 07:17 am (UTC)
Вот собраться бы всей страной, и снести к стенам Кремля телевизоры...
persona_grata
Jun. 6th, 2015 07:19 am (UTC)
видимо, тогда начали бы блокировать интернет, как в СевКорее(((
anna_bpguide
Jun. 6th, 2015 07:23 am (UTC)
А не важно, что сделали бы "они".
Всегда важно, что (не) делаем мы.
persona_grata
Jun. 6th, 2015 07:29 am (UTC)
да я-то сама инфопрограммы по телику не смотрю в принципе, а в деревне у меня и телика-то нет.
но то, что мы с вами обсуждаем, по-англ называется preaching to the сhoir, а по-русски - агитировать атеиста за безбожие. Т.е. мы рассказываем друг другу то, что и так знаем, и так и остаемся узкой пятой колонкой.
gineer
Jun. 6th, 2015 08:22 am (UTC)
Это все фигня на постном масле.

Вся проблема с пропагандой в том,
что само общество еще находится на до-модерновом уровне культуры... потому и восприимчиво так к засилью информации -- старается выбирать из общего вала инфы только то что привычно и понятно с предыдущего уровня развития (уровень газеты "Правда")
то есть, следствие такого себе культурного дикарства.

В более продвинутых обществах, где вал информации уже давно и прочно,
люди уже научились как-то отстраиваться от него...
не в смысле игнорировать,
а как с алкоголем -- повседневное употребление спиртосодержащего для цивилиованного человека -- фигня вопрос,
а вот для дикаря -- торба. :)
persona_grata
Jun. 6th, 2015 09:25 am (UTC)
ну прям уж фигня?..)
автор - известный специалист по речевому анализу, в т.ч. медийных текстов.
она правильно делает, что заостряет внимание на методах пропаганды и ее результатах.
в ее ЖЖ сегодня есть еще хороший текст по-английски; там вообще очень ценные мысли о том, что психологические манипуляции нарушают права человека; жаль, что по-английски; я спросила у нее - нет ли русского текста; если окажется, что нет, то, может, сама переведу этот кусок.
gineer
Jun. 6th, 2015 10:40 am (UTC)
в дикарских племенах... шаман тоже -- известный специалист :)

а так, не серчайте на реакцию
это у меня отрыжка... на российский дискурс,
с его "суверенными" тараканами,
типа рассуждений про зомбирование и т.п. муть. :)
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - gineer - Jun. 6th, 2015 11:36 am (UTC) - Expand
Обыкновенные зомби - i_blackorange - Jun. 6th, 2015 11:51 am (UTC) - Expand
Re: Обыкновенные зомби - gineer - Jun. 6th, 2015 11:56 am (UTC) - Expand
Re: Обыкновенные зомби - gineer - Jun. 6th, 2015 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gineer - Jun. 6th, 2015 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gineer - Jun. 6th, 2015 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gineer - Jun. 6th, 2015 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 05:03 pm (UTC) - Expand
synchrozeta
Jun. 6th, 2015 10:04 am (UTC)
Согласна!
Абсолютно правильное мнение. Не хватает информации о реальной жизни, о людях.
persona_grata
Jun. 6th, 2015 10:09 am (UTC)
Re: Согласна!
Вы имеете в виду - сверх того, что люди рассказывают о себе в соцсетях?
synchrozeta
Jun. 6th, 2015 10:28 am (UTC)
Да, нужны какие-то профессионально написанные репортажи о конкретных людях, о русских семьях... И брать у них интервью. Например, московская семья Бражниковых сама о себе может написать, а вот если люди не философы и литераторы, то они как бы обречены на неизвестность. А ведь среди них столько интересных, думающих персонажей!

Основная мысль автора в том, что нельзя постоянно жить в виртуальной среде - т.е. жизнью крысомоли, - это непродуктивно, т.к. повторение этого имени только укрепляет его силу. Что можно этому противопоставить? - видимо, что-то позитивное.
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Jun. 6th, 2015 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Jun. 6th, 2015 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Jun. 6th, 2015 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Jun. 6th, 2015 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Jun. 6th, 2015 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - synchrozeta - Jun. 6th, 2015 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhik - Jun. 7th, 2015 04:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 7th, 2015 07:54 am (UTC) - Expand
i_blackorange
Jun. 6th, 2015 10:45 am (UTC)
хочу поспорить с Зарифьян с точки зрения обывателя, бландинки и просто красавицы :))

грубо говоря, идея Зарифьян - игнорировать ВВХ в информационном пространстве, создать своё, свободное от присутствия его образа. мне эта идея представляется в корне неправильной, т.к. он тогда превратится в еще более "священную корову", чем сейчас, этаким "тот-кого-нельзя-называть".

мифологизированный образ ВВХ - фундамент, на котором держится эта власть, его вертикаль, и в этом смысле прав Володин "есть ВВХ - есть Россия, нет ВВХ - нет России". если демонтировать фундамент, не будет России в ее сегодняшнем состоянии, не в физическом плане, а в психологическом, спадет морок.

критика ВВХ, анекдоты, мемы, демотиваторы и прочая работают на этот демонтаж, обеспечивая сохранность когнитивных способностей у немалого количества людей, о чем говорила и Зарифьян.

не совсем понимаю смысл создания СМИ для "русской диаспоры" - это она о ком? если это русские, живущие за рубежом, то у них всё хорошо - они живут в более здоровом информационном поле.
если она про "аборигенов", то СМИ, созданное на иностранные деньги, будет восприниматься как вражеский голос и иметь ничтожное влияние на умы 86%, да еще будет глушиться государством как "иностранный агент". вобщем, это бессмысленная идея.

это так, коротенечко и тезисно
persona_grata
Jun. 6th, 2015 10:54 am (UTC)
все это есть в ее журнале, последняя статья на англ яз
i_blackorange
Jun. 6th, 2015 10:56 am (UTC)
да, я прошла по ссылке, там многа букв, прочту позже
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 11:14 am (UTC) - Expand
persona_grata
Jun. 6th, 2015 11:23 am (UTC)
и она все же не предлагает - игнорировать, и точка.
она говорит, что нужно собирать факты, опровергающие ложь
i_blackorange
Jun. 6th, 2015 11:34 am (UTC)
Идеальное СМИ должно было бы на мой взгляд, восстановить эти нормы, опираясь на отечественную культуру, без ненужных заимствований. Действуя по принципу внутренней реконструкции. И показывая реальную Россию и реальных людей, без ориентации на звезд, органы власти и путина. - это и есть игнор

Противопоставляя свое понимание вещей пропаганде и не идя у нее на поводу в выборе тем для обмена мнениями. - это тоже игнор
============

пропаганда подсовывает "новороссию", #крымнаш, олимпиаду, ЧМ по футболу, ФИФу и прочее - и ты /вместе с Зарифьян/ предлагаешь самоустраниться от обсуждения нужности и важности этих событий? тогда они придумают колонизацию Марса к 2020 году и превентивный ядерный удар... ну например по аргентине

если общество не будет обсуждать действия власти, то и власть не будет обсуждать с обществом никаких своих планов... она и щас не сильно это обсуждает, но хотя бы отвлекается на мелкие, комариные наши укусы
(no subject) - persona_grata - Jun. 6th, 2015 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_blackorange - Jun. 6th, 2015 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gineer - Jun. 6th, 2015 12:40 pm (UTC) - Expand
не работают... факты - i_blackorange - Jun. 6th, 2015 12:51 pm (UTC) - Expand
Re: не работают... факты - gineer - Jun. 6th, 2015 01:04 pm (UTC) - Expand
gineer
Jun. 6th, 2015 12:10 pm (UTC)
Вот, получше заметку нашел. ;)
http://don-katalan.livejournal.com/1169485.html
laralelya
Jun. 7th, 2015 09:35 am (UTC)
Принципиальный бойкот? Да безо всякой принципиальности - просто не смотрю. Противно.
persona_grata
Jun. 7th, 2015 10:51 am (UTC)
пишется все же для того большинства, кто всё это смотрит.
в надежде, что оно прочтет каким-то образом)
laralelya
Jun. 7th, 2015 10:52 am (UTC)
Кто смотрит, тот вряд ли многабукф читает)
persona_grata
Jun. 7th, 2015 11:09 am (UTC)
я думаю, что автор, как и я, руководствуется принципом Делай, что должно, и будь, что будет.
если эти люди не захотят ничего сделать, чтобы помочь самим себе, им некого будет винить.
(no subject) - laralelya - Jun. 9th, 2015 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 10th, 2015 12:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - laralelya - Jun. 10th, 2015 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - persona_grata - Jun. 11th, 2015 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - laralelya - Jun. 11th, 2015 08:22 am (UTC) - Expand
alex_noori
Jun. 7th, 2015 11:26 am (UTC)
Правильно) Надо кучу точек зрения) Анархия мать порядка!))))
lexizli
Jun. 7th, 2015 01:52 pm (UTC)
О, чудесно! Практически под каждым словом подпишусь!

Потому не смотрю уже довольно давно телевизор на тех каналах и те передачи, где как бы показывают обсуждение, реакцию общества и пр. Новости, ток-шоу перестал смотреть несколько лет назад. Было время, думал, что более-менее интересна «Открытая студия» на пятом канале (может, потому, что Ника Стрижак мне просто нравилась?), но теперь и эти передачи не смотрю. В неудобное время, да и участники — всякие «депутаты» не интересуют.
Могу позволить себе перед сном киношку на дебильном ТВ3 посмотреть или спортивные соревнования. И все.

Замечаю, что те, кто смотрят телевизор «он у нас фоном работает», подвергаются существенной деформации сознания. Да, перестают думать, анализировать.

Жаль, только, что никаких других СМИ сейчас не может возникнуть на федеральном уровне. И обращаться в суды, о чем говорит Ирина, кажется мне, совершенно бесперспективно. Не в эти суды.
(Screened comment)
lexizli
Jun. 7th, 2015 02:06 pm (UTC)
Ну я и про него немного тут сказал, про этот новый пост :-)

Сейчас залезу в комментарии, может, поучаствую.
livejournal
Jun. 9th, 2015 09:35 pm (UTC)
Как противостоять пропаганде
Пользователь solvaigsamara сослался на вашу запись в своей записи «Как противостоять пропаганде» в контексте: [...] *** Оригинал взят у в Как противостоять пропаганде [...]
( 127 comments — Leave a comment )
Free counters!










Profile

persona_grata
ПерсонаГрата

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com